Банки выкатили ссуды

Автокредиты отказались от залога и КАСКО.

Банкиры начали выводить на стагнирующий рынок автопродаж новые виды кредитов, не предполагающие залог машины и ее страхование по каско. За счет этих продуктов они рассчитывают потеснить лидеров рынка автокредитования. Но эксперты полагают, что нововведение может подстегнуть продажи автомобилей, однако скорее в сегменте подержаных машин, и крупные банки новая схема не слишком интересует.

О том, что ОТП-банк и банк «Ренессанс Кредит» завершают пилотные проекты и намерены масштабировать выдачу кредитов на покупку автомобиля без его залога и оформления каско, рассказали “Ъ” в банках. Таким образом, кредитные организации фактически возвращаются на рынок автокредитования, с которого ушли несколько лет назад.

В ОТП-банке можно взять в кредит сумму до 4 млн руб. на срок до 60 месяцев по ставке 10,99–16,99% годовых. Пилот по продукту банк запустил в сентябре прошлого года, однако активно начал выдавать данные кредиты в апреле 2019 года. Сейчас портфель составляет почти 900 млн руб. В сентябре ОТП-банк планирует расширить географию выдачи автокредитов с 6 до более чем 20 регионов. «Ренессанс Кредит» запустил пилот по выдаче таких кредитов в апреле текущего года и на данный момент в месяц выдает около 20 млн руб. по ставке 13–16% годовых. Сейчас банк сотрудничает с отдельными дилерами в пяти регионах России, в ближайший месяц планирует масштабировать выдачи.

При этом пока уровень просрочки по данным кредитам не отличается от других сегментов, несмотря на отсутствие залога.

«Мы предоставляем кредиты на сравнительно небольшие по сравнению с автокредитами суммы, которые по размеру аналогичны кредитам наличными, — говорит директор департамента продаж банковских продуктов “Ренессанс Кредита” Сергей Васильев.— И поэтому не видим необходимости брать товар в залог, но уделяем особое внимание оценке рисков».

По словам зампреда правления ОТП-банка Александра Васильева, банк принял решение не брать автомобили в залог, так как это создает дополнительные сложности при взыскании. «Дефолт по данной программе не выше, чем по другим продуктам банка», — указывает он.

Однако крупные игроки на рынке автокредитования не планируют запуск подобных программ. В ВТБ отметили, что рынок автокредитования движется в сторону более простых и легких продуктов: клиентам важно предоставлять минимум документов и получать решение в экспресс-формате.

«Еще одной тенденцией является снижение минимального первоначального взноса, — заявили в банке.— Одним из факторов, помогающих снизить ставку для клиентов, является наличие залога». «Ключевой минус для банка — это отсутствие обеспечения по кредиту, а значит, большие сложности при работе с неблагонадежными заемщиками», — говорит начальник управления продуктовой политики департамента автокредитования Русфинанс-банка Алексей Бородавин.

В Сетелем-банке не ответили на запрос “Ъ”.

В автосалонах полагают, что подобные продукты могут привести к росту продаж. По данным АЕБ, продажи новых машин за январь—июль сократились на 2,4%, однако участники рынка оценивают падение как более значительное (см. “Ъ” от 7 августа). По данным «Автостата», за первое полугодие продажи легковых автомобилей с пробегом в РФ упали на 1,4% (см. “Ъ” от 30 июля).

«Предложенный инструмент сделает покупку автомобиля в кредит более привлекательной и снизит риски оспаривания сделок по автомобилям в залоге на вторичном рынке, — полагает директор филиала “Авилон Hyundai” Дмитрий Макарычев.— Хотя важно не забывать, что автодилеры сегодня продают автомобили, как правило, с убытком, и продажа страховых продуктов — один из немногих источников компенсации части убытков».

«Отсутствие требований залога и каско, как правило, компенсируется повышенными процентными ставками и дополнительными требованиями к клиенту», — отмечает глава департамента финансовых услуг «Автоспеццентра» Дмитрий Мольков.

По словам гендиректора Frank RG Юрия Грибанова, успех на рынке новых автомобилей зависит от способности банка договариваться с автодилерами.

«На условия конечного кредита сильно влияют отношения и преференции, которые дает автопроизводитель банку-партнеру, и с большей долей вероятности в автоцентре клиенту предложат кредит дружественного банка, — отмечает он.— Поэтому новым банкам будет достаточно сложно добиться значительных выдач в этом сегменте».

При этом, по его словам, в сегменте подержаных машин происходит серьезная битва за клиента, поскольку там значительно ниже проникновение кредитов.

Понравилась ли Вам статья?

Нравится10

К сайту-источнику

Если вы нашли ошибку, пожалуйста, выделите фрагмент текста и нажмите Ctrl+Enter.