Как победить коррупцию в техосмотре? Может его просто отменить?

Эксперт рассказал о том, что может заставить россиян проходить ТО по всем правилам.

Руководитель рабочей группы по техосмотру НП «Транспортный союз Северо-Запада» Александр Юрьевич Довгалюк рассказал редакции ТИАП о том, как развивалась система техосмотра в России, о том почему она утратила свою реальную функцию и как её теперь возродить.

— Александр Юрьевич, расскажите об истории техосмотра в нашей стране. В какой период это была эффективная система и как мы пришли к тому, что есть сейчас?

— Ещё в далёком, если не ошибаюсь, 1865 году неким обер-полицмейстером Санкт-Петербурга было принято правило, которое обязывало всех владельцев карет и повозок проходить ежегодный осмотр. Затем в 1896 году по улицам Петербурга прокатился первый автомобиль и в этом же году было введено обязательство проводить осмотр колёсных транспортных средств. С того момента и идёт отсчёт начала техосмотра.

В советское время техосмотром занимались органы внутренних дел, которые по-разному именовались, и до июня 2011 года отраслью занималась ГИБДД. К 2011 году была развита коррупционная составляющая, но, по сути, она появилась в рамках того, что сотрудники ГИБДД работали и на дорогах и контролировали станции ТО (обязательно на каждой станции сидел сотрудник, который разрешал выдачу талона ТО). Так было до середины 2011 года.

После принятия 170-ого федерального закона произошла передача этих функций некоммерческой организации — Российскому союзу автостраховщиков (РСА). Эта организация стала главенствующей в техосмотре, а поскольку она, прежде всего, преследовала свои интересы, то эта организация где-то настроила техосмотр под себя. К сожалению, ГИБДД в этой части было отстранено, хотя на дорогах они всё равно проверяли наличие ТО. В 2012–2013 годах проверялся талон техосмотра, а потом уже появилось понятие «диагностическая карта», как документ, подтверждающий прохождение ТО.

С каждым годом всё больше и больше коррупционная составляющая переходила к страховщикам, техосмотр терял свои нормальные функции, показ автомобилей осуществлялся всё меньше и меньше, так как закон никоим образом жёстко не наказывал за это. Добросовестные автомобилисты при этом по старой привычке приезжали на станции ТО и проходили его полноценно.

Дошло это до того, что 6 июня 2019 года в активной борьбе всё-таки удалось принять 122-ФЗ. В соответствии с этим, меньше чем через год — в июне 2020 года — его начнут применять. В законе заложены достаточно серьёзные ужесточения, в том числе возвращение к фотофиксации ТО, введение электронного вида диагностической карты, введение административной и уголовной за непроведение и непрохождение ТО. Есть также требования к материально-технической базе самих технических станций ТО — чтобы у них реально всё было в наличии. Это, я надеюсь, вернёт эту область в нормальное русло.

— Какова ситуация на рынке техосмотра сейчас, какие Вы можете дать прогнозы?

— На самом деле отрасль сильно разбалансирована, потому что тарифы были приняты ещё старые, они не позволяют отрасли самостоятельно, как некому бизнесу, существовать, потому что тысяча рублей за проведение ТО одной машины (средняя цена в крупных городах) не покрывает расходов по содержанию пунктов ТО, технических экспертов, минимального штата, кучи оборудования и т. д. Эта область на грани выживания, причём не первый год. Мы продолжаем бороться дальше, потому что тарифы всё ещё не пересмотрены.

Новые поправки должны дать приток реальных транспортных средств на станции ТО в следующем году, но, с другой стороны, нереально будет содержать эту структуру и тщательно проверять автомобили, как это было раньше — на каждый автомобиль по 20–30 минут. Дело в том, что это большие затраты, в том числе и людских ресурсов — должен быть задействован не один эксперт, как сейчас, а минимум три эксперта на одной линии, а если посменно, то на одной станции надо содержать шесть экспертов, как это было раньше, до реформы. Тогда будет пропускная способность привязана к этому и вестись правильная работа.

Мы понимаем, и РСА понимает, что если сейчас не подготовиться к вхождению в силу 122-ФЗ, то эта реформа может провалиться, все станции встанут, может наступить коллапс. Важно, чтобы все составляющие поправок были проработаны и были подготовлены к вступлению в силу, которое состоится уже через 10 месяцев.

— Статистика аварий, которые происходят именно из-за технических неисправностей автомобилей, скажем, не такая уж печальная — всего около 4% от числа всех ДТП. Кроме того, было такое предложение «Справедливой России» — отменить ТО. Можно ли это делать?

— Это было больше популистское решение для известных депутатов. Делать этого нельзя по многим причинам, в том числе международным. В частности, мы имеем обязательства перед европейскими странами в том, что у нас автомобили ходят с пройденным ТО, подписана также Европейская конвенция.

Отменять ТО нельзя также и потому что русский народ совсем незаконопослушный. Мы привыкли подстраиваться под более лёгкую линию жизни, и если дать расслабиться нашему автомобилисту, то он начнёт ездить вообще на трёх колёсах, а не на четырёх. Сейчас техника становится чем дальше, тем мощнее и опаснее, и уж такие вещи, как тормоза, свет и выхлопные газы, являются определяющими, всё это влияет на безопасность дорожного движения. Поэтому если отменять этот закон, то у нас могут ещё ухудшиться показатели аварий, в том числе с автобусами. Транспорта становится больше, безобразия на дорогах — тоже, поэтому политика отмены ТО совсем недальновидная.

— Возможно ли победить коррупцию в техосмотре?

— Когда есть желание и правильные взгляды победить её в век цифровой экономики достаточно несложно, потому что везде у нас начинают работать электронные сервисы, дорожные камеры начинают фиксировать наличие ОСАГО, планируется проверять так и наличие диагностических карт. Появляются электронные ПТС, диагностические карты в электронном виде.

Всё это приведёт к тому, что будет некуда деться от прохождения ТО на станции: только в определённом месте, когда ты проходить диагностику тебя будут программным методом фотографировать с нескольких сторон, эта информация будет храниться на серверах, к которым будет иметь доступ ГИБДД. Тут фальсификацией особо не займёшься, и если раньше занимались каким-то фотошопом, то сейчас это собираются подвязать к линии, к месту прохождения, ГЛОНАСС собираются подвязать, чтобы время и место было тоже зафиксировано, поэтому коррупцию победить можно. Другой вопрос, что важно не перегрузить участников ТО различными программными продуктами и оборудованием, потому они и так сейчас в плачевном состоянии.

Понравилась ли Вам статья?

Нравится10

К сайту-источнику

Если вы нашли ошибку, пожалуйста, выделите фрагмент текста и нажмите Ctrl+Enter.