ЧАСТНОЕ или МУНИЦИПАЛЬНОЕ? Какое предприятие эффективнее

С прошлой недели пензенцы активно обсуждают в интернете, какое предприятие эффективнее – частное или муниципальное. Есть мнение, что частное предприятие, которое берет на себя одно из направлений городской жизнедеятельности, априори работает эффективнее, чем муниципальное, так как бизнес-структуры заинтересованы в прибыли, в то время как МУПы заняты лишь освоением средств, спущенных сверху. Не все разделяют это убеждение и считают, что МУПам нужно отдать под контроль все сферы, от которых зависит качество городской жизни – от коммунальных услуг до транспортных перевозок.

Чтобы разобраться в вопросе, мы решили обратиться к человеку, который знает об этом не понаслышке. Причем может сравнить эффективность предприятий двух форм собственности в одной и той же сфере — транспортной. Речь об Алексее Кузнецове, ранее занимавшем должность исполнительного директора ООО «Городской электрический транспорт».

Но сначала немного предыстории. В 2017 году организация троллейбусных перевозок была выставлена на торги, победителем которых стало ООО «Горэлектротранс». Его директором как раз и был Алексей Кузнецов, а до этого пензенским электротранспортом занимались муниципалы, а именно СМУП «Пензалифт». Троллейбусы были для СМУП имуществом непрофильным, «факультативным». Неудивительно, что надежды добиться безубыточности троллейбусного парка не сбылись. Пензенскому троллейбусу, несмотря на все усилия «лифтеров», становилось все хуже и хуже. Дошло до того, что по городу пошли слухи о скорой и безвременной кончине электротранспорта, а в мэрии всерьез рассматривали вопрос ликвидации троллейбусного парка. Бытовало мнение: «Не смог МУП «ППП», не смог СМУП «Пензалифт», значит не сможет никто». Именно в этот момент власти решились испробовать последнее средство — отдать этот вид транспорта в частные руки.

«Была подана всего лишь одна заявка, желающих попробовать сохранить троллейбусы в Пензе больше не нашлось, – вспоминает Алексей Кузнецов. – Первый контракт был заключен на 2 месяца, в течение которых нам предстояло ответить на один вопрос – неужели действительно невозможно обеспечить безубыточность троллейбусных перевозок? После контракта на два месяца был контракт до конца 2017 года, потом два контракта в 2018 году, на первое полугодие 2019-го и действующий сейчас – до конца 2019 года. То есть администрация убедилась, что мы не временщики, а пришли работать в эту сферу всерьез и надолго. Работа была не из легких. 2017-й мы завершили с существенным убытком, а в 2018-м «свет в конце туннеля» увидели лишь к концу года. Но сегодня результат виден всем – пензенский троллейбус живет и развивается!»

Возникает закономерный вопрос: почему то, что не получилось у СМУП, удалось частной бизнес-структуре? Тем более, что кроме смены собственника, все прочие слагаемые – люди (ядро предприятия, сотрудников, которые работали и в МУП «ППП» и в СМУП «Пензалифт», удалось сохранить), парк машин техобслуживания и троллейбусов, от которых зависела жизнедеятельность предприятия, остались прежними. Только результат стал другим.

Справка «Пенза-Взгляд». В 2016 году СМУП «Пензалифт» получил из бюджета города на организацию троллейбусных перевозок субсидии в размере более 169 миллионов рублей, а цена контракта ООО «Горэлектротранс» на 2019 год составляет всего 106 миллионов рублей, то есть на 63 миллиона рублей меньше при примерно том же объеме работ.

Так почему СМУП «Пензалифт» при этом выдавал, по словам сотрудников, заработную плату с задержками и «в порядке очереди», не говоря уже про ее индексацию, а ООО «Горэлектротранс» делает все вовремя (с 2017 года не было ни одного случая задержки при выдаче зарплаты) и правильно?

Почему СМУП «Пензалифт» менял контактную сеть и опоры только в рамках проводимой реконструкции (то есть за счет бюджетных средств), а ООО «Горэлектротранс» за счет своей прибыли (за 2018 год было заменены 3 опоры и 3,7 км контактной сети)?

Почему СМУП «Пензалифт» не занимался кузовным ремонтом, а силами ООО «Горэлектротранс» только за 2018 год капитально отремонтировано 6 троллейбусов с полной покраской, ремонтом полов и сидений?

Почему троллейбусы в СМУП «Пензалифт» ездили на «лысой резине» и нужно было неделями обивать пороги начальства, чтобы «пробить резину» и хоть какие-нибудь запасные части, а в ООО «Горэлектротранс» безопасность перевозок ставят превыше всего (на запасные части тратится в 1,5 раза больше средств, чем ранее, а покрышек куплено «рекордное» количество – 324 штуки, то есть полностью на весь подвижной состав)?

Ну и простой вопрос: почему при управлении СМУП «Пензалифт» во всех помещениях текли крыши и в цехах весной было как на улице в дождь, а сейчас этой проблемы в таком объеме точно нет. Ответ прост – в 2018 году силами ООО «Горэлектротранс» во всех помещениях был осуществлен ремонт кровли. Разве этого не мог сделать СМУП? Выдача зимней и летней спецодежды, проведение бесплатных периодических медицинских осмотров, повышение квалификации водителей и все это за счет средств предприятия – вот реальность сегодняшнего дня. Раньше о таком можно было только мечтать.

«Мы бизнес-структура, наша цель – прибыль, поэтому ввязываться в бесперспективное дело мы позволить себе не могли. Прежде чем подать заявку на участие в торгах, мы вместе с рабочей группой тщательно изучили возможности предприятия, прикинули собственные силы и пришли к выводу – шанс у такого вида общественного транспорта, как троллейбусы, есть. Да, это не тот бизнес, который позволяет заработать сразу и много. Но это работа, которой я уже посвятил очень много времени, которой горжусь, и верю, что все получится. Реальность не позволяет нам покупать новые машины без помощи бюджета, бизнес не может работать в убыток. Что ж, будем бороться», – рассказал порталу «Пенза-Взгляд» Алексей Кузнецов.

Бизнесмен всегда должен пытаться делать чуть больше, чем муниципал. Там, где бюджетное предприятие ставит целью держаться на плаву, бизнесмен должен плыть. Иначе теряется смысл вкладывать усилия. Как говорила королева в сказке Льюиса Кэррола «Алиса в Зазеркалье», «нужно бежать со всех ног, чтобы только оставаться на месте, а чтобы куда-то попасть, надо бежать как минимум вдвое быстрее!». Несмотря на всю парадоксальность – это основной принцип бизнеса.

При этом большого отличия в эффективности частного и муниципального предприятия изначально нет. Ведь главное не форма собственности, а наличие понятных и реальных задач, профессиональных кадров, достаточного финансирования со стороны муниципалитета. А всесторонняя поддержка властей ни муниципалу, ни частнику не помешает. И в такой сложной отрасли, как городской пассажирский транспорт, совместными усилиями реально добиться ощутимых результатов и продолжать повышать качество оказываемых населению услуг.

К сайту-источнику

Если вы нашли ошибку, пожалуйста, выделите фрагмент текста и нажмите Ctrl+Enter.