Игорь Левитин: Если все отдадим в тарифы, я вас уверяю – ездить никто не будет!

Небывалый бомонд федеральных транспортных чиновников съехался накануне на коллегию минтранса РТ — по чистой случайности она прошла день в день с 50-летием министра Ленара Сафина. Корреспондент «БИЗНЕС Online» выслушал его подчеркнуто победительный доклад, жалобы пассажирских перевозчиков на тарифы, ставящие их на грань выживания, и актуальные рассуждения помощника президента РФ о том, что у нас сначала строят дома, а потом думают, «как отсюда выехать».

На коллегию минтранса РТ из Москвы приехали высокие гости: министр транспорта РФ Евгений Дитрих, помощник президента РФ Игорь Левитин. А вот президента РТ не наблюдалось, вместо него был премьер-министр РТ Алексей Песошин


 

«ОБСУЖДАЮТСЯ ВАРИАНТЫ ПРЯМОГО СООБЩЕНИЯ КАЗАНЬ — ТЕЛЬ-АВИВ И ИЗ БЕГИШЕВО В ТАШКЕНТ»

Коллегия министерства транспорта и дорожного хозяйства Татарстана по итогам 2018 года собрала в «Корстоне» «звезд» дорожной и транспортной отрасли не только татарстанского, но и российского масштаба. Обычно на подобных конференциях в качестве свадебного генерала присутствует один крупный московский чиновник. Однако коллегию минтранса РТ почтила своим присутствием целая плеяда высоких гостей: министр транспорта России Евгений Дитрих, помощник президента РФ Игорь Левитин, глава Росавтодора Андрей Костюк, шеф Росавиации Александр Нерадько, а также замгендиректора РЖД Сергей Кобзев, назначенный недавно председатель правления «Автодора» Вячеслав  Петушенко и многие другие. А вот президента Татарстана Рустама Минниханова, занимательно и с пользой проводившего время в компании губернаторов всея Руси в Иннополисе, не наблюдалось, вместо него в президиуме восседал премьер-министр РТ Алексей Песошин.

Дорогу к залу заседаний украшала фотовыставка, демонстрирующая трудовой подвиг работников отрасли. Участники коллегии шагали мимо фотографий под бодрые звуки марша Сайдашева (также провожает фирменные поезда «Татарстан») в исполнении духового оркестра танкового училища. Министр транспорта и дорожного хозяйства РТ Ленар Сафин вышел на трибуну в особо приподнятом настроении — в этот день у него полувековой юбилей, поэтому часть усилий музыкантов он мог справедливо принимать и на свой счет. Для начала министр искренне порадовался успехам татарстанских аэропортов.

«Международный аэропорт «Казань» впервые в новейшей истории преодолел планку в 3 миллиона пассажиров. Рост составил 19,8 процента по сравнению с прошлым годом. Благодаря развитию маршрутной сети аэропорт Бегишево также впервые в современной истории обслужил почти 800 тысяч пассажиров, прирост относительно 2017 года составил 32,2 процента», — восхищался министр. Челнинский аэропорт переживает сейчас этап масштабной реконструкции, которая должна завершиться в 2020 году и обойдется в 1,1 млрд рублей.

Сафин отметил и финансовые успехи воздушных ворот республики: казанский аэропорт получил почти 500 млн рублей прибыли, Бегишево — 126 млн рублей (рост в 5 раз по сравнению с 2017 годом). В планах на 2019 год — раскатка новых маршрутов. «Обсуждаются варианты прямого сообщения между Казанью и Мюнхеном, а также Тель-Авивом. Ведутся переговоры по открытию рейса в Будапешт, Казань уже включена в таблицу маршрутов соглашения между Россией и Венгрией о воздушном сообщении. Также прорабатывается вопрос открытия рейсов из Бегишево в Ташкент», — раскрыл авиасекреты министр. На межрегиональном крыле появятся два новых субсидируемых маршрута в Астрахань и Ярославль.

Сафин упомянул про новый закон, который вводит обязательное лицензирование услуг по перевозке пассажиров автобусами (раньше наличие лицензии требовалось только при выполнении регулярных перевозок). Процедура лицензирования запускается с 1 марта, а ответственность за нарушение вводится с 29 июня 2019 года, строго напомнил министр, обращаясь к руководителям в районах. 

САФИН О ВСМ: «НАДЕЕМСЯ, БУДЕТ ПРИНЯТО РЕШЕНИЕ И О ПРОДОЛЖЕНИИ СТРОИТЕЛЬСТВ ВСМ ДО КАЗАНИ»

Не зря в зале присутствовало сразу несколько генералов РЖД — в столице затевается масштабный проект «Организация кольцевого железнодорожного сообщения в Казани» — в этом году стартует первый его этап. А уже в этом году в Казани на условиях софинансирования с ОАО «РЖД» будет построен транспортно-пересадочный узел «Компрессорный» — пассажирам станет удобнее пересаживаться с поездов на автобусы.

К сожалению, самый злободневный проект — строительство ВСМ Москва — Казань — остался в тени. Министр лишь с сожалением отметил, что в комплексный инфраструктурный план до 2024 года, «к сожалению, вошел только первый этап проекта: участок Железнодорожный — Гороховец, с организацией движения от Москвы до Нижнего Новгорода». «Надеемся, что при реализации этого проекта будет принято решение и о продолжении строительств ВСМ до Казани», — выразил он робкую надежду.

В подвешенном состоянии оказалась и судьба строительства скоростной автодороги Москва — Нижний Новгород — Казань в составе международного транспортного маршрута Европа — Западный Китай. Про данный проект внятных высказываний из уст министра не прозвучало. Зато Сафин горячо благодарил Дитриха и Костюка за включение в инфраструктурный план проекта строительства обхода Нижнекамска и Челнов с мостовым переходом через Каму, в районе села Соколка. «Обход городов позволит перенаправить часть транзитных грузов и сократить перепробег транспорта как минимум на 50 километров. Благодарим вас, уважаемые Евгений Иванович, Андрей Александрович, за содействие в реализации программ транспортного развития республики», — раскланивался министр перед московскими гостями.

Говоря о речном транспорте, Сафин снова обошел все острые углы. Например, ни слова не было сказано о тяжелой ситуации, сложившейся в связи с невыплатами зарплаты в компании «Татфлот». Позже министр отказался комментировать эту тему в беседе с корреспондентом «БИЗНЕС Online», зато бравурно анонсировал проект судостроительной корпорации «Ак Барс» по созданию судов под брендом «Сделано в Татарстане».

«В апреле прошлого года на Зеленодольском заводе имени Горького прошла торжественная церемония закладки двух речных экскурсионных судов пассажировместимостью 250 и 150 человек», — радовался глава минтранса РТ. Запуск проекта запланирован на третий квартал 2019 года. Ожидается, что суда будут ходить по экскурсионным маршрутам в Свияжск и других направлениях.

Говоря о дорожном хозяйстве, Сафин выступил с неожиданной инициативой — предусмотреть федеральное софинансирование на ремонт мостов и прочих искусственных сооружений, которые находятся на дорогах местного значения. «Большинство таких мостов построены более 20–30 лет назад, без разработки проектно-сметной документации, хозяйственным способом и из подручных материалов», — сетовал он.

От московских коллег сразу ответа не последовало. Но позже в своем докладе Дитрих пояснил: не все так просто. Изначально в нацпроект хотели заложить деньги на мосты отдельной подпрограммой, но не уложились в смету. «К сожалению, сейчас таким образом ресурсы определены на национальные проекты, что отдельной программы не получилось. Тем не менее вопрос важнейший», — отметил глава минтранса РФ. При этом он пояснил, что если удастся сэкономить по программе «Безопасные и качественные дороги» (БКД), то потом точечно присмотрятся и к мостам… 

«СВОЕМУ ТОВАРИЩУ ИЛИ НЕДРУГУ МОЖНО СДЕЛАТЬ КАКУЮ-ТО ГАДОСТЬ, СНЯВ С ЕГО АВТОМОБИЛЯ НОМЕР…»

«Мне тяжело удержаться от того, чтобы не поздравить нашего коллегу Ленара Ринатовича с красивой датой — у него сегодня юбилей, 50 лет, — начал с приятного свой следующий доклад о состоянии транспортной инфраструктуре Казани мэр города Ильсур Метшин. — Хочется пожелать здоровья крепкого и безмерного увеличения финансирования на все проблемы, которые мы сегодня обсуждаем в присутствии нашего федерального руководства…»

Сегодня в Казани на трех жителей приходится один автомобиль, и по показателю автомобилизации город уверенно занимает 3-е место в стране после Москвы и Санкт-Петербурга. «Еще 5–6 лет назад качество дорог даже в центре Казани, не говоря уже об окраинах города, вызывало серьезные нарекания, пробки на дорогах были проблемой номер один, дворы практически не знали ремонта», — отметил мэр Казани, не без гордости добавив, что ситуацию удалось переломить. Метшин поблагодарил руководство Татарстана за Универсиаду, а Дитриха с Левитиным – за федеральные проекты «Новые дороги городов России». Только за последние пару лет в рамках проекта «Безопасные и качественные дороги» столице Татарстана выделили 12,5 млрд рублей, из которых 5 млрд предоставила республика. «За два последних года нам удалось выполнить больше дорожных работ, чем за 5 предыдущих лет», — констатировал Метшин. Исполком намерен в ближайшие годы увеличить на 108 км протяженность магистральных улиц и дорог, увеличить линии трамвая почти на 30 км и построить еще 27 новых транспортных развязок.

Общественному транспорту Ильсур Раисович уделил особое внимание. По его словам, разработан проект строительства трех линий метробусов протяженностью 50,2 км за 6,1 млрд рублей, на которые городские власти возлагают особые надежды.

Рост личного транспорта порождает проблемы не только с дорогами, но и с парковками. «Улицы освобождены от хаотично припаркованных автомобилей, сокращается время парковки и, как следствие, увеличивается скорость передвижения, — рапортовал Метшин, но мэр Казани все же признался, что проблемы остаются. — Крайне актуален вопрос оставления на улично-дорожной сети автомобилей под запрещающими остановку дорожными знаками и на платных парковках, расположенных на автомобильных дорогах общего пользования, со снятыми государственными регистрационными номерами…» («БИЗНЕС Online» уже подготовил материал на эту животрепещущую для автовладельцев тему).

По словам Метшина, сегодня закон не предусматривает ответственность для водителей, которые избегают оплачивать парковку, оставляя свои машины без номеров. «Отсутствие санкций провоцирует автомобилистов на совершение нарушения и позволяет уйти от ответственности. В результате создаются неудобства для законопослушных водителей, снижается комфорт передвижения на дорогах, увеличиваются затраты на поиск места для парковки, что вызывает их справедливые нарекания», — подчеркнул мэр города. При этом, как он заверил, проблема безнаказанности недобросовестных водителей характерна для всех регионов страны. Поэтому он обратился к министру транспорта РФ с просьбой выйти с инициативой в Госдуму по внесению в КоАП изменений, которые запретят эксплуатировать автомобили без номеров.

Но, как оказалось, выполнять просьбу градоначальника в минтрансе РФ пока не спешат. Как заявил Дитрих корреспонденту «БИЗНЕС Online», необходимо сначала проработать вопрос, чтобы предложенные Метшиным меры не ударили по законопослушным гражданам. «Если с автомобиля снят или каким-то образом закрыт номер, то существует большое количество способов, когда своему товарищу или недругу можно сделать какую-то гадость, сняв с его автомобиля номер или прилепив листик с дерева. Кара же последует незамедлительно… Все эти моменты надо очень подробно обдумать, прежде чем ужесточать наказание», — рассудил министра транспорта России.

«ПРАКТИКА УСТАНОВЛЕНИЯ РЕГУЛИРУЕМЫХ ТАРИФОВ СТАВИТ ДОБРОСОВЕСТНЫХ ПЕРЕВОЗЧИКОВ НА ГРАНЬ ВЫЖИВАНИЯ»

Много конструктивных предложений высказал гендиректор ООО «Нижнекамское ПАТП» Юрий Иванов. Первое, что он отметил, — с 3 февраля для казанских перевозчиков с 15 до 18 рублей был повышен тарифа для компенсации за перевозку льготников. «Хотелось бы ускорить применение данного тарифа для остальных перевозчиков республики», — попросил Иванов.

Основную же часть своего доклада транспортник посвятил формированию цены за регулярные перевозки. «Применяемая на сегодняшний день в республике практика установления регулируемых тарифов ставит добросовестных перевозчиков на грань выживания, — с болью в голосе объяснял Иванов. — Госкомитет РТ по тарифам при установлении регулируемых тарифов за основу берет фактические расходы перевозчиков, а не нормативные, что, в свою очередь, сказывается и на качестве перевозок и вызывает справедливое недовольство населения».

По его мнению, осуществление перевозок по №220-ФЗ (подразумевает оплату заказчиком выполненных перевозчиком рейсов) куда лучше, так как «перевозчик становится заинтересован не в сборе выручки любой ценой, а в бесперебойности своей работы, безопасности, выполнении графика и расписания движения».

Кроме того, глава нижнекамского ПАТП с завистью поглядывал на своих казанских коллег, где то и дело закупается новый транспорт. «Состояние транспортных средств предприятий республики, которые работают по муниципальным автобусным маршрутам, их физический и моральный износ находятся в крайне печальном состоянии», — сетовал он.

И по принципу «критикуя предлагай» он попросил подумать о региональных субсидиях на приобретение автобусов, работающих на компримированном природном газе. Также вызывает вопросы формирование тарифов на обслуживаете школьных автобусов. Мол, в тариф закладывается только зарплата водителей, да и то по заниженной планке, а где взять деньга на замену резины, обслуживание GPS-трекеров, услуги медицинского осмотра водителей и прочее?

«КОГДА СТРОИТСЯ ЖИЛЬЕ, ПРО ДОРОГИ ВСПОМИНАЮТ ПОТОМ — ВСЕ НАЧИНАЮТ ДУМАТЬ, А КАК ОТСЮДА ВЫЕХАТЬ…»

«Хотел бы попросить руководство республики прислушаться ко всем вопросам, которые прозвучали со стороны руководителя автотранспортного предприятия», — выйдя к трибуне, попросил Дитрих, которого очень заинтересовал доклад Иванова. По его словам, надо обратить серьезное внимание на вопросы расчета тарифов, начальную цену и прочее — все, о чем так молил гендиректор Нижнекамского ПАТП. Со своей стороны глава минтранса РФ добавил, что полностью разделяет все озвученные опасения по поводу безопасности транспортной сети и возлагает надежды на благополучный исход соответствующего законопроекта в Госдуме.

Вернувшись к первоначальному плану выступления, Дитрих рассказал о принятом дорожном нацпроекте, который стал преемником БКД. По уточненным данным, за два года Москва дала Казани на этот проект 4 млрд рублей, еще 2,2 млрд — Челнам. Выделенные деньги министр назвал «беспрецедентными», не забыв упомянуть, что половину дал еще и Татарстан. Все затраты на 356 км дорог в РТ окупились — нормативам соответствуют 81% казанских дорог и 76% — челнинских. А в целом состояние федеральных магистралей в Татарстане глава минтранса России оценил на 87,9%, что на 5% выше среднего по стране.

Дитрих кратко прошелся по перспективным будущим проектам в республике, тщательно обходя такие слова, как «скоростная автомагистраль» и «ВСМ», зато вслед за Сафиным добавил, что сейчас приступают к проектированию 90-километрового обхода Нижнекамска и Набережных Челнов, на трассе Р-239 планируют заняться строительством путепроводов через железнодорожные переезды, а 2020 году — провести реконструкцию Р-239 на подъезде к аэропорту Казани. Вместе с тем глава минтранса РФ пообещал и впредь уделять большое внимание безопасности дорожной сети.

Помощник президента РФ Левитин коснулся завтрашнего заседания Госсовета России по вопросам строительства и ЖКХ. «Там есть такой маленький эпизод, как развитие городской среды. Мы этому никогда не уделяли внимание… Обычно, когда строится жилье, про дороги вспоминают потом, когда все начинают думать, а как отсюда выехать и как туда заехать… На мой взгляд, вопрос инфраструктуры под жилье будет основным завтра на Госсовете», — считает помощник президента России.

По его словам, в свете новых нацпроектов встают и новые задачи. Но не всегда они правильно реализуются в стране. «Вот закон „О транспортной безопасности“. Вы все помните, что это было в 2007 году. Минтранс был против ряда законодательных инициатив. Конечно, его сложно без федеральной поддержки выполнить. И я согласен с руководителем здесь автотранспортного предприятия — невозможно! Если сейчас все деньги на обеспечение безопасности отдадим в тарифы, то я вас уверяю — ездить вообще никто не будет», — подчеркнул Левитин. Он поддержал Сафина с его предложением о финансировании ремонта мостов в регионах и подтвердил, что можно рассмотреть такую возможность, если будут сэкономленные деньги. «Мы рядом, мы вместе. И я уверен, что все те вопросы, которые здесь ставятся, будут выполнены», — заверил напоследок помощник президента РФ .

 

 

 

 

 

К сайту-источнику

Если вы нашли ошибку, пожалуйста, выделите фрагмент текста и нажмите Ctrl+Enter.