Каким будет техосмотр в 2020 году?

Что ждёт автовладельцев при прохождении очередного ТО? Повысится ли его стоимость? Каков штраф за отсутствие ТО?

 

Руководитель рабочей группы по техосмотру НП «Транспортный союз Северо-Запада» Александр Юрьевич Довгалюк рассказал редакции ТИАП о том, как россияне будут проходить техосмотр уже в следующем году.

— В июне 2020 года должны вступить в силу изменения в закон о техосмотре. Что изменится в процессе прохождения ТО для автовладельцев?

— Закон ужесточает требования, и уже дистанционно без реального осмотра автомобиля пройти техосмотр станет практически невозможно. На сегодняшний день представители многих страховых компаний предлагают оформить полис ОСАГО с одновременным выписыванием диагностической карты без фактического прохождения техосмотра за 1 тысячу рублей.

По новому закону фотофиксация будет привязана к каждой линии ТО. Такая практика была ещё до 2011 года. Сейчас хотят сделать её более жесткой: в определённом месте будет вестись фотографирование автомобиля с нескольких сторон. Это обяжет водителей приехать на линию и предоставить свой автомобиль для реального осмотра, в противном случае данные, в том числе и по фотофиксации, не будут отражены в ЕАИСТО (единой автоматизированной информационной системе технического осмотра), а эксперты, не проводящие должным образом ТО, будут нести ответственность вплоть до уголовной. Водители могут быть оштрафованы на 2 тысячи рублей за непрохождение техосмотра.

Для получения аккредитации операторы технического осмотра (ОТО) с вступлением в силу 122ФЗ (8 июня 2020 года) должны будут пройти осмотр РСА, чтобы подтвердить свой статус. Обязательной будет не только документарная проверка, но и выезд на место представителей РСА, возможно, это будут и региональные комиссии в составе с представителями РСА, исполнительной власти и представителей профессиональных объединений — пока это в процессе обсуждения.

Сейчас новый закон активно обсуждается — Справедливороссы предлагают вообще отменить ТО. Много дискуссий ведётся о том, что если не будет аккредитовано достаточное число ОТО, то может «подвиснуть» и ситуация с ОСАГО, так как без прохождения ТО автомобилист не может получить полис ОСАГО. Делать это всё на общественных началах и переложить всю эту нагрузку на плечи руководителей ОТО, наверное, было бы не совсем правильно, потому что у нас и так операторы на грани выживания — те тарифы, которые сохранились, едва позволяют сводить концы с концами. В связи с этим надо очень плавно и обдуманно подойти к этой реформе.

Конкретика по всем этим вопросам появится в четвёртом квартале текущего года, когда будут готовы все подзаконные акты, касающиеся, в том числе, и надзора ГИБДД, который должен появиться на станциях ТО, проверяющих общественный транспорт — автобусы и т. д.

— А как будет выписываться штраф за непрохождение ТО автовладельцем, по камерам?

— В Москве уже эксперименты по ОСАГО с камерами проводились, а привязать к госномеру факт прохождения ТО несложно. Я уже не говорю про электронный ПТС, там будет всё «в одном флаконе». Естественно, получать потом «письма счастья» можно будет ещё и за отсутствие пройденного ТО (оформленной диагностической карты). Сделать это планируется в том же формате, как и штрафы за превышение скорости. Также оштрафовать водителя за отсутствие пройденного техосмотра (диагностической карты) может и инспектор ГИБДД в ходе проверки документов, как это происходит на сегодняшний день за отсутствие полиса ОСАГО.

— Как изменения скажутся на стоимости ТО?

— По этому вопросу мы направили письма в различные инстанции — в Комитет по тарифам, в ФАС. Эти тарифы не менялись с 2011 года, с тех пор выросли и арендные платежи, и зарплаты, и затраты на поверку оборудования. Тарифы, конечно же, нужно пересматривать в сторону увеличения, как минимум в 2 раза. РСА тоже запросил почти двукратное увеличение стоимости аккредитации ОТО. Их тоже можно понять — нужны средства для проверки ОТО по всей стране.

Мы сейчас боремся за то, чтобы на уровне субъектов Федерации компании, имеющие соглашения с РСА и исполнительной властью, получили полномочия проводить осмотры на соответствие требованиям к аккредитуемым операторам ТО (помещений, оборудований, экспертов). Тогда не придётся тратить большие деньги на выезды и командировочные расходы для сотрудников РСА.

— Сейчас идут дискуссии об учреждении нового единого оператора ТО, о том, чтобы забрать эту функцию у РСА. К чему это может привести?

— У РСА сейчас все технологии по аккредитации операторов ТО налажены, есть список пунктов ТО и ведётся их реестр, реестр оборудования, экспертов и пр. Другой вопрос, что нынешнее законодательство не позволяет оперативно контролировать работу пунктов ТО, пользоваться защищенной ЕАИСТО. С введением 122ФЗ, надеюсь, ситуация нормализуется. Если функции техосмотра заберёт на себя Правительство, кому-то там передаст, то будет коллапс гораздо худший, чем в 2012 году, когда происходил автоматический переход работы всех станций ТО по 170ФЗ, которые раньше работали с участием ГИБДД, и был переходный период два года. А сейчас может вообще всё встать.

— Что вы думаете по поводу инициативы по передаче полномочий по ТО официальным дилерам?

— На самом деле официальные дилеры имеют точно такую же аккредитацию операторов ТО, как и другие операторы ТО. В своё время её сделали многие дилеры, такая услуга им нужна, они не хотят терять своих клиентов, которые обслуживались у них более 3 лет (техосмотр проводится у автомобилей старше 3 лет).

Они ввели эту услугу, несмотря на то, что никакой прибыли она им не несёт. Они имеют материально-техническую базу, у них есть свои помещения, закреплённые за линиями ТО. Тем более им гораздо проще сразу и устранить какие-то недочёты у машины, привести её в порядок, чтобы клиент реально прошел ТО после ремонта. У нас законодательно это разрешается, мы не говорим, например, о Финляндии, где эти вещи стараются не сочетать. Финны довольно жёстко подходят к этому, они считают, что вообще не должно быть никакого сервиса рядом с техосмотром, это отдельная процедура, чтобы не было аффилированности.

Многие станции технического обслуживания (СТО) тоже получили статус операторов ТО, это тоже не запрещено. Помимо прохождения ТО, они предлагают клиенту свои дополнительные услуги.

— А хватит ли этих официальных дилеров, если все автовладельцы будут направляться к ним на техосмотр?

— Если будут только одни дилеры, то не хватит, потому что дилеров, аккредитованных в качестве операторов ТО, всего примерно 5–7 % из 5 тысяч всех ОТО. Соответственно, такое количество никоим образом не удовлетворит спрос. Если вводимое требование реального прохождения ТО будет соблюдаться преобладающим большинством автовладельцев, и если вдруг закроется много станций, естественно, мы зашьёмся и не будем справляться с ТО по стране. И дилеры никоим образом не закроют эту проблему. Это совершенно другой бизнес, другая задача. К тому же дилеры в основном работают со своей клиентской базой и имеют право отказать другим маркам автомобилей проходить у них ТО.

Понравилась ли Вам статья?

Нравится10

К сайту-источнику

Если вы нашли ошибку, пожалуйста, выделите фрагмент текста и нажмите Ctrl+Enter.