ОСАГО: уменьшение споров и удешевление тарифов

Специалисты отмечают, что изменения привели также к усилению конкуренции между страховыми компаниями.

Несколько важных нововведений в системе ОСАГО в 2019 году позволили резко сократить число судебных разбирательств между страховщиками и их клиентами, а также снизить среднюю премию страховых компаний в большинстве регионов России, рассказали опрошенные ТАСС эксперты.

В январе 2019 года стартовала реформа, предполагающая индивидуализацию тарифов ОСАГО, а с июня споры между страховщиком и клиентом может в досудебном порядке решить финансовый уполномоченный. В декабре было запущено мобильное приложение “Помощник ОСАГО”, с помощью которого можно оформить электронное извещение о ДТП.

Тарифы ниже

Начатая в январе индивидуализация тарифов предполагает, что на его стоимость оказывает степень риска: водители, редко нарушающие правила дорожного движения, получают скидку. Вместо четырех категорий водителей делят на 58, а тарифный коридор расширен на 20%.

По словам президента Российского союза автостраховщиков (РСА) Игоря Юргенса, “это привело к снижению средней премии по обязательной “автогражданке” в 76 регионах РФ, при этом в целом по стране средняя премия снизилась примерно на 5%”.

В середине декабря Юргенс уточнял, что за 11 месяцев 2019 года средняя цена полиса по сравнению с аналогичным периодом 2018-го уменьшилась с 5,7 тыс. до 5,4 тыс. рублей. При этом средняя выплата выросла на 2,6%, больше было заключено и договоров – 36,65 млн против 36,17 млн годом ранее (рост на 1,3%).

Как отметил глава РСА, нововведения привели также к усилению конкуренции между страховыми компаниями.

“Мы убеждены, что следующий год и дальнейшая реформа по индивидуализации тарифов приведут к еще большему снижению стоимости ОСАГО для безаварийных автовладельцев и к повышению комфорта их взаимодействия со страховыми компаниями”, – добавил Юргенс.

Споров меньше

Финансовый уполномоченный, работающий в отрасли с 1 июня, занимается досудебным урегулированием споров между потребителями финансовых услуг и организациями, а также разрешает споры по каско и ОСАГО. К нему следует обращаться, если компания нарушила договор, например занизила сумму страховых выплат. При этом у омбудсмена есть свои ограничения: он работает только по договорам частных лиц с финансовыми организациями и в случае, если сумма претензий меньше 500 тыс. рублей. Кроме того, споры с МФО он начал рассматривать только с 1 января 2020 года, а претензии ко всем финансовым организациям, включая банки, будут рассматриваться только с 2021 года.

По данным на середину декабря, финансовый уполномоченный получил 84,76 тыс. обращений. Подавляющее большинство из них – почти 81 тыс. (более 95,5%) – пришлось на споры по договорам ОСАГО. Пока было принято 26,76 тыс. решений (без учета решений о прекращении рассмотрения дела), причем в 53% случаев требования потребителей были удовлетворены.

Как объяснил ТАСС главный финансовый уполномоченный Юрий Воронин, разница между количеством обращений и количеством принятых решений объясняется, в том числе необходимостью проведения экспертиз, на которые уходит немало времени. Кроме того, он напомнил, что не всегда омбудсмен имеет право принимать претензии.

“По-прежнему мы вынуждены отказывать в приеме части обращений из-за несоблюдения претензионного порядка, когда потребитель предварительно не отправил претензию финансовой организации, поэтому решений финуполномоченного по ним нет”, – пояснил собеседник агентства.

В свою очередь Юргенс в беседе с ТАСС подчеркнул, что положительный эффект появления нового института уже заметен.

“Мы видим, что количество судебных разбирательств страховщиков с потребителями резко снизилось”, – сказал он.

При этом количество судебных споров, связанных с договором ОСАГО, снижается не первый год: если в 2017 году рассматривалось 390 тыс. дел, то в 2018-м – уже около 300 тыс. Аналогичная динамика наблюдается и при рассмотрении споров, связанных с каско.

Помощник ОСАГО

Мобильное приложение “Помощник ОСАГО”, созданное РСА и Банком России, позволяет водителю оформлять электронное извещение о ДТП, в него можно также добавлять фотографию поврежденного автомобиля прямо на месте происшествия. Правда, пользователю недостаточно просто скачать программу, нужно иметь еще и подтвержденную учетную запись на Едином портале госуслуг.

Статистика показывает, что “Помощник ОСАГО” скачивают активно – на 21 декабря РСА зафиксировал 135,6 тыс. данных. Вместе с тем пока было оформлено только 306 электронных извещений, рассказали в организации.

По мнению председателя комитета по автострахованию Союза страховщиков Санкт-Петербурга и Северо-Запада Александра Баклушина, пока пользователи получают слишком мало информации о новинке.

“Оно действительно работает, но думаю, что информации у автомобилистов о том, как этим пользоваться, что поставить и что делать, крайне недостаточно. Сейчас это все на уровне “я своим знакомым рассказал”, то есть единичные автомобилисты действительно все установили”, – пояснил собеседник агентства.

“Помощник ОСАГО” нуждается в дополнительной рекламе, считает он, подчеркнув, что пока с помощью приложения оформляется “какое-то микроскопическое количество” аварий.

Понравилась ли Вам статья?

Нравится10

К сайту-источнику

Если вы нашли ошибку, пожалуйста, выделите фрагмент текста и нажмите Ctrl+Enter.