ОСГОП: мнение перевозчиков

Взгляд перевозчиков на страхование пассажиров общественного транспорта в Санкт-Петербурге.

 

Председатель «Ассоциации перевозчиков пассажиров» Василий Геннадьевич Киселёв в беседе с ТИАП рассказал о том, как работает закон об обязательном страховании гражданской ответственности перевозчика (ОСГОП) в Санкт-Петербурге.

— Василий Геннадьевич, расскажите, каков механизм получения компенсации вреда, нанесённого пассажиру, попавшему в ДТП во время поездки в автобусе?

— Когда автобус попадает в ДТП, приезжают сотрудники ГИБДД, скорая. И всех, кого ГИБДД находит на месте происшествия, записывают в протокол. Если какой-то пассажир в него не попадает, то он идёт лесом. Как показывает практика, в том числе жалоб пострадавших в адрес «Ассоциации перевозчиков пассажиров», страховые компании, кроме как собирать деньги, ничего не хотят делать.

Когда пострадавший в ДТП пассажир, который попал в протокол осмотра места происшествия, обращается за компенсацией к страховщику, то там у него требуют доказательства, что он действительно понёс определённые потери здоровья и восстановил его на какую-то сумму — нужно принести справки с медицинских коммерческих учреждений (бюджетные не дадут таких справок, потому что они выполняют свою работу в рамках ОМС) и чек об этом.

Раньше в законе была предусмотрена компенсация 100 тыс. руб. любому человеку, попавшему в протокол осмотра места происшествия в случае ДТП. Сейчас это требование убрали и выплаты осуществляются только на основании реально подтверждённых затрат.

После очередного ДТП с автобусом обычно сообщается о будущих выплатах пострадавшим и погибшим, что не всегда происходит в реальности. Страховщики заявляют: «Мы в прошлом году выплатили 1,5 млрд руб.». При этом они забывают упомянуть, что ежегодно собирают почти 9 млрд руб.

Три года назад я задал страховщикам в открытом обращении такой вопрос: вы собираете огромные деньги (на тот момент около 8 млрд руб. в год), куда вы их тратите? Мне ответили, что действительно собирается большая сумма денег, но и выплачивается немало, хоть и меньше, чем собирается, но смысл страхования в этом и заключается. Они также пояснили, что обязательно будут выплачивать деньги в течение срока исковой давности (3 года), соответственно, считать, что в этом году они не выплатили оставшиеся 6 млрд руб. нельзя — их они якобы выплатят в следующем году.

Перевозчики тратят большие средства на страховку пассажиров. Эта отрасль — просто сладкий пирожок для страховщиков. Они просто ломятся в закрытые двери, когда договоры по ОСГОПу подходят к концу. В отличие от ОСАГО, за которым уже мы бегаем, а не они.

В России есть понятие суброгации, которого нет ни в одной европейской стране. Как это работает? Вы страхуете свою ответственность, и другие участники ДТП страхуют ответственность, а потом страховая компания обращает взыскание по страховой выплате, которую она выплатила одному участнику ДТП, на другого участника ДТП, пусть даже он виновник. Это только в России может быть!

Чтобы не выплачивать компенсацию, страховые компании инициировали создание требований к пострадавшим — сроки, документы. При этом они сами ничего никому не обязаны, согласно этим документам. Страховые по своему усмотрению распоряжаются деньгами, которые собирают (то, что остаётся после выплат и отчисления процента НССО).

— Но всё же закон об ОСГОП защищает интересы перевозчиков?

— Безусловно, для перевозчиков нет худа без добра. Их избавили от многочисленного количества требований, судебных исков, где пострадавшие всегда выигрывают. Суд взыскивал моральный вред — 200, 300, 400 тыс. руб. — абсолютно необоснованные суммы. Впрочем, эта лазейка остаётся и сейчас — в законодательстве до сих пор нет положения, что при применении системы ОСГОП суд не имеет права присуждать ему моральный вред. А так как этого положения нет, то в любой момент пассажир, получив отказ от страховой компании, идёт и подаёт на перевозчика в суд и выигрывает выплату морального вреда и тем самым компенсирует свои имущественные потери.

Получается, что помимо ОСАГО у перевозчиков возникает двойная ответственность. И по ОСАГО пассажир тоже может получить компенсацию. А если ему везде отказали или он недополучил денег, то он идёт получать моральный вред в суд. А потом составляет требование в отношении водителя транспортного средства, если он был виновной стороной.

— То есть получить компенсацию сложно, но возможно, если быть упорным?

— Да, безусловно, можно победить, когда есть здоровье и возможность болтаться по судам (когда страховая отказала в выплате). Но я как пассажир задаюсь вопросом: это что же, вот так закон позаботился о моей имущественной безопасности в случае причинения ущерба? То есть деньги мы (страховщики — ред.) собрали, а дальше хоть трава не расти. Замечательно, конечно.

Достаточно вспомнить тот страшнейший пример из пассажирских перевозок, когда погибло более 26 человек в ДТП с автобусов. Это произошло летом 2013 года, буквально через считаные дни после вступления в силу закона об ОСГОП. При этом до сих пор, спустя более чем 6 лет, страховая компания не выплатила компенсации и половине родственников погибших в той аварии.

— В каких организациях страхуются петербургские перевозчики?

— Есть 2 основных структуры, которые страхуют перевозчиков в Санкт-Петербурге — это «СОГАЗ» и «Ингосстрах». Эти две компании обслуживают около 90% рынка — у них страхуется примерно по 45% перевозчиков Северной столицы.

— Какова стоимость страховки ОСГОП для перевозчиков?

— В Санкт-Петербурге на страхование автобусов, троллейбусов и трамваев ежегодно тратится почти 150 млн руб. При этом страховки для троллейбусов и трамваев не такие дорогие, как страховки автобусов. Однако происшествия на этом виде транспорта также бывают. Так, после принятия закона об ОСГОП — в 2014–2016 годах — было много инсценированных падений пассажиров в троллейбусах и трамваях. В день по 12–15 «падений». Пассажиры пытались получать выплаты — страховщики их посылали подальше, и они шли к генеральному директору компании-перевозчика и в суд. То есть закон инициировал желание людей заработать. Время прошло и оказалось, что получить что-то практически нереально.

При принятии нормативных актов в сфере страхования гражданской ответственности, власти не учитывают, что общественный транспорт не настолько опасен, как об этом говорят — по статистике на него приходится всего 1,5–2% от тяжких ДТП. Когда перевозится 15 млрд пассажиров ежегодно, 2% — это вообще ничего. Это самый безопасный вид транспорта. Но страховщики на этом зарабатывают очень хорошо.

Понравилась ли Вам статья?

Нравится10

К сайту-источнику

Если вы нашли ошибку, пожалуйста, выделите фрагмент текста и нажмите Ctrl+Enter.